Санкт-Петербург

Белые ночи

18+
Мариинский-2Другие события

Перелом эпох в советском оперном театре можно обозначить 1963 годом: тогда студент Московской консерватории Юрий Буцко (1933–2015) написал монооперу «Записки сумасшедшего» по Г... Читать далее ↓

Перелом эпох в советском оперном театре можно обозначить 1963 годом: тогда студент Московской консерватории Юрий Буцко (1933–2015) написал монооперу «Записки сумасшедшего» по Гоголю. Монументальная, народная, героическая советская опера как художественное явление завершилась, свои права на сценическое и музыкальное время заявил герой-одиночка. В 1968-м Буцко заканчивает оперу «Белые ночи» на текст повести Достоевского. Хотя в ней действуют два персонажа, Мечтатель и Настенька, она обнаруживает черты монооперы, доверительного монолога, обращенного к публике. Действие взято в рамку рассказа от первого лица (сохраняется даже трогательное обращение «любезный читатель»). Все важнейшие события оперы мы наблюдаем именно глазами Мечтателя. Например, появление Настиного жениха в кульминации: музыкальная ткань сгущается, оркестр бьется, словно пульс в ушах от волнения, фигура молодого человека подобна страшному наваждению белой ночи – сошедшему с постамента Медному всаднику, пришедшему разлучить героя с возлюбленной и вновь оставить одиноким под бледным петербургским небом. Буцко продолжает традицию использования в либретто неизменных прозаических текстов, идущую от Даргомыжского и Мусоргского. В «Белых ночах» угадывается сильное влияние опер Шостаковича и Прокофьева (от последнего – гибкость интонации и любовь к остинатным формам). Мечтатель неожиданно оказывается родственником Алексея из прокофьевского «Игрока»: тот же высокий тенор, те же прихотливые изгибы и скачки вокальной линии, те же нотки характерности, хотя и без эмоционального напора и нахальства его азартного предшественника. Колорит оперы довольно мрачен: петербургская белая ночь воспалена, она сулит недоброе, ее счастье зыбко. Лишь иногда наступает просветление, герои находят утешение в слезах, недаром опера носит подзаголовок «сентиментальная». Долгое время «Белые ночи» были известны только по пластинке фирмы «Мелодия». В изумительной записи звучат голоса Галины Писаренко и Анатолия Мищевского, оркестром Всесоюзного радио и телевидения дирижирует Геннадий Рождественский. Лишь в 2011 году опера была впервые поставлена в России – в сезон белых ночей, в конце мая, во дворе-колодце театра «Санктъ-Петербургъ опера». В «театральной фантазии» Юрия Александрова сам Достоевский сидел за столом и катался по тротуарной плитке, а основное действие разворачивалось вокруг кровати Мечтателя. Критика отнеслась прохладно к постановке и – паче чаяния – к музыке. Возможно, Петербург просто приревновал композитора-москвича к своему сюжету.

Купить билеты на Пикабу - значит, получить официальные билеты на концерты, спектакли, фестивали, шоу, в цирк, выставки и другие развлечения. Афиша мероприятий Москвы предлагает множество интересных событий на 2020 год. На Пикабу вы можете посмотреть расписание, цены - онлайн. Если билет не подошел, то можете сделать возврат на Пикабу.

Мероприятие прошлоВернуться на главную

Промокоды

Скидка 300 рублей на заказы суммой от 2900 рублей!AF300TCPKB320Скопировать
Показать детали
Скидка 300 рублей на заказы суммой от 2900 рублей! При покупке введите промокод AF300TCPKB320. Промокод действует до 31.03.20.

Место проведения

ТЕАТР
Мариинский-2
Адрес
ул. Декабристов, 34а
Санкт-ПетербургГород для поиска
ОнлайнКонцертыТеатрДетямМюзиклыШоуВыставкиЛекцииМастер-классы